Почему Вы не правы насчет «Однажды в Голливуде»?
Относительно недавно в данном Сообществе была запись, посвященная одной из субъективно лучших работ Квентина Тарантино – «Бесславные ублюдки» (2009). В комментариях под записью люди начали обсуждать это кино, а также называть свои топ-3 лучших работы у Тарантино.
Мы указали наш топ-3 Квентина:
1) «Однажды в Голливуде» (2019);
2) «Бесславные ублюдки» (2009);
3) «Джанго освобожденный» (2012).
Но люди были иных позиций: культовые «Криминальное чтиво» и «Омерзительная восьмерка» вместе с фильмом «Убить Билла» обоснованно назывались в топах.
Но многие не указали «Однажды в Голливуде»…
Безусловно, все мы разные, мнение и вкусы каждого следует уважать.
Но лично мы переживаем, что большинство, к сожалению, не совсем правильно поняло «Однажды в Голливуде» (2019) Квентина Тарантино.
Хардкорным фанатам кинематографа мы не откроем глаза: об этом фильме сказано достаточно и без нас.
Но мы всё же в этой записи сделаем это для тех, кто не в «теме», а также для тех, кто хочет вспомнить это кино ещё раз и, быть может, открыть для себя его по-новому.
Мы обычно раскладываем фильмы на составляющие: режиссура, актерская игра, визуал, звук, монтаж, сценарий, сюжет, символизм, идеи и др.
Но это ОБЫЧНО.
На этот раз мы постараемся структурировать запись по ощущениям, раскрывая всё это одновременно.
Перед этим, по традиции, «сухие» факты о фильме.
Сюжет (взято из «Кинопоиска»): «1969 год, золотой век Голливуда уже закончился. Известный актёр Рик Далтон и его дублер Клифф Бут пытаются найти свое место в стремительно меняющемся мире киноиндустрии».
Бюджет: $90 000 000
Сборы: $377 000 000
IMDb: 7.6
Кинопоиск: 7.7
Теперь к делу.
«Однажды в Голливуде» - это хоррор
2019-й год. Первый просмотр кино.
Ощущения после сеанса – картина хорошая, но ничего необычного (мы смотрим фильмы, заранее не смотря даже трейлер и не имея представления о сюжете).
После просмотра фильма начали копаться глубже в контексте и просто ужаснулись истории из реальной жизни, которой посвящено это кино.
Оказывается, что в основе повествования - история об убийстве пятерых человек в Голливуде…
В ночь с 8-го на 9-ое августа 1969 года (8-е августа, кстати, это день премьеры фильма в России) четыре представителя движения «Хиппи» по требованию Чарльза Мэнсона (руководитель «ОПГ») вторглись в дом, арендованный супружеской парой знаменитостей, - актрисы Шэрон Тейт и режиссёра Романа Полански по адресу Сьело-драйв в Лос-Анджелесе (адрес важен, потом поймете почему).
Они убили Тейт, находившуюся на 9 месяце беременности, вместе с тремя её друзьями, бывшими в то время в гостях, и 18-летнего посетителя. Полански не было в доме, так как он работал над фильмом в Европе.
Это событие просто ужасает… Оно всколыхнуло не только весь Голливуд в свое время в 1960-х, но и нас – обычных зрителей, ранее не знавших об этой ужасной трагедии.
После того, как мы поняли первоначальный подтекст, мы пошли пересматривать это кино ещё раз. Его восприятие было совершенно иным, чем в первый раз...
«Однажды в Голливуде» начинается с кадров молодых девушек – представительниц движения «Хиппи», которые исполняют жуткую песню, копаясь в мусорных контейнерах.
Потом нам показывают сумеречный проезд машины одного из главных героев по Голливуду. На кадре мелькает адрес улицы – Сьело, мать его, драйв…
То есть знающий зритель уже в начале фильма должен был понять, что это то самое место, где произошло или произойдет жуткое убийство…
Накала саспенса в фильме уже достаточно, но это – только начало…
Нам показывают Шэрон Тейт, которую играет Марго Робби.
Она улыбается. Она добрая. Она хорошая. Она позитивная. Она беременна.
Когда зритель смотрит на неё такую жизнерадостную, держа в голове навязчивую мысль о её неизбежной гибели, всё смотрится иначе.
Одна грусть и только…
Это ещё один плюс в копилку уровня саспенса фильма.
Потом в картине следует сцена, где Чарльз Мэнсон (руководитель секты) по ошибке приходит на улицу, где проживают главные герои.
При первом просмотре фильма сцена не вызывала никаких эмоций. Лишь намек на то, что что-то не так.
Во второй же раз, когда стало понятно, что это Чарльз Мэнсон, было очень, очень «напряжно».
Апогей же саспенса произошел в сцене, где герой Бреда Питта (Клифф Бут) примерно 20 минут ходит по опустошенному ранчо, в котором проживают «Хиппи».
Ещё во время первого просмотра было очень жутко. Но во второй раз, учитывая весь контекст, эта сцена просто «взрывает» зрителя от эмоционального напряжения.
Каждая её секунда, каждый кадр, каждое движение, каждая деталь, а также гнетущий саундтрек создают такой саспенс, что даже «Солнцестояние» (2019) - великий пример слоу-бёрнера от Ари Астера (есть пост) – «курит» на стороне…
Но саспенс лишен смысла, если в конце не будет катарсиса – процесса высвобождения от саспенса, от стресса, процесса успокаивания и умиротворения.
Если тот же Ари Астер в своем «Солнцестоянии» достигает катарсиса, буквально и фигурально сжигая в конце фильма парня-абьюзера главной героини и её прошлое, то Тарантино действует иначе: он переписывает реальные истории.
Если в реальной жизни операция «Валькирия» по убийству Гитлера провалилась, то в фильме «Бесславные ублюдки» (2009) Тарантино переписал историю, уничтожив, мать его, мерзавца.
Если в реальной жизни «Хиппи» убили беременную Шэрон Тейт, то в «Однажды в Голливуде» Тарантино буквально сжег фанатиков, желавших совершить убийство, сделав суперскую отсылку к фильму «Бесславные ублюдки» (2009) и прекрасно переписав грустную историю...
Поэтому в конце «Однажды в Голливуде» (2019) мы, зрители, буквально радуемся такому исходу, эмоционально высвобождаясь от накопленного ранее за фильма саспенса, и искренне радуемся, что история пошла иным путем.
Правда очень жаль, что это всего лишь желание великого режиссера переписать историю, что это всего лишь сказка, на что намекает и название фильма: «Однажды в …» или «Once Upon a Time …».
Таким образом, если считать это кино хоррором и смотреть его именно так, то фильм очень даже крут, и всё встает на свои места.
Кто главный герой?
Большое достоинство фильма – это не только крутой каст с участием Леонардо ДиКаприо, Бреда Питта, Марго Робби и Аль Пачино, но и отлично прописанные герои.
Но кто из них – главный?
Клифф Бут (Бред Питт)?
В него Тарантино вложил архетип каскадеров – людей, ощущавших на собственной «шкуре» все последствия отсутствия нормальных визуальных эффектов, которые могли бы применяться в кино.
Клифф Бут – хороший брутальный «мужик», которые может руками Тарантино не только надавать лещей Брюсу Ли за выскомерие, но и отказаться от красивой молодой девушки.
Но наш герой как в начале фильма, так и в его конце не меняется: он как ловил дзен жизни, так и продолжил это делать после финала...
Рик Далтон (ДиКаприо) - главный герой?
Он, как говорил Тарантино, символ этой эпохи – архетип актеров, которые запомнились одной крупной ролью, а потом ушли в забвение, под конец карьеры снимаясь в европейских второсортных фильмах.
Герой Рика имеет четкие мотивы: он хочет доказать всем и, в первую очередь, себе, что он - хороший актёр.
Он в одной из сцен, где снимается в кино, показывает такую актерскую игру, что даже зритель фильма «Однажды в Голливуде» просто «офигевает».
Герой Далтона (да и мы с Вами) понимает, что проблема не в нём, а в самом Голливуде...
В конце фильма ему открывается новая «дверь»: после уничтожения ублюдков-хиппи кино заканчивается «хэппи-эндом», давая карьерный шанс для него.
Но в чем развитие ДиКаприо как героя?
Он как и был отличным актером, так и остался. Изменилась эпоха…
Главный герой – это 1960-е годы Голливуда
Фильм с технической точки зрения безупречен и все его ресурсы направлены на достижение одной цели – показать и раскрыть главного героя – эпоху крутых, но при этом психологически пустых «спагетти-вестернов».
Тарантино намеренно в этом фильме использует максимально возможный широкий кадр.
Это позволяет нам буквально понять, погрузиться и ощутить атмосферу Голливуда 1960-х.
Мы видим буквально всё: неоновые лампы и вывески Голливуда, рекламу на билбордах, крутые машины того периода, телевизионные передачи. Да что уж там: Тарантино некоторые кадры иногда ставит и снимает так же, как и в то время, что, безусловно, приятно удивляет.
Мы также буквально слышим всё: от передач по радио того времени до ключей, которые засовываются героями в замочную скважину машин того периода (гениальный и технически безупречный звук передает абсолютно всё).
Но где развитие главного героя?
Голливуд в начале фильма – это процветающий кинематограф, который «пилит» отличные массовые «спагетти-вестерны» десятками.
Голливуд в конце фильма – это кинематограф, который после событий 8-9 августа 1969 года больше никогда не будет прежним: вместо «спагетти-вестернов» киноделы будут снимать более сложные фильмы, в том числе с точки зрения психологии.
Когда перед Риком Далтоном в конце фильма открываются ворота режиссера Полански, это символизирует окончание важной эпохи Голливуда и начало новой...
А где сюжет?
Тарантино высмеивает своих фанатов, показывая кино без резких сюжетных поворотов с меньшим, чем обычно, количеством «тарантиновских» диалогов.
Может показатьься, что сюжета здесь нет.
Это, с одной стороны, верно, но с другой – не совсем...
Сюжет развивают не герои фильма, а сама эпоха 60-х годов прошлого века.
Меняется именно она.
Не Рик Далтон перестает играть хорошо, а эпоха теряет спрос к нему.
Рик и сам осознает, что он, по сути, очень крутой актер, но фильмы, в которых он ас, больше не нужны Голливуду.
Именно поэтому в конце ему дается второй шанс: он может сыграть в более сложном фильме под авторством Полански.
В чем проблема фильма?
В этом кино, вероятно, Тарантино действует так же, как и Кристофер Нолан в своих последних на данный момент картинах – «Дюнкерк» (2017) и «Довод» (2020), - он снимает очень личное кино, забывая про массового зрителя, который, в свою очередь, любя картины режиссера, не обязан и не может знать все отсылки и все контексты, которые закладывает режиссер.
Во всех фильмах Тарантино гора отсылок и цитат к старым фильмам Голливуда.
Но их можно смотреть и без знания того, к чему они отсылают, лишь приятно удивляясь тем или иным художественным решениям Тарантино.
С «Однажды в Голливуде» - иная ситуация.
Тарантино решил не жалеть зрителя, не знающего классику, а также трагические события с убийством Шэрон Тейт. Если в США больше зрителей знает об этом, то в других странах – нет. Это, безусловно, не критика, а просто констатация объективного факта.
Выводы
Это пример очень личного кино, в котором показана вся любовь к искустсву кинематографа.
Вероятно, Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд», «Одержимость»), снявший недавно «Вавилон» (2022) (есть пост), в котором высказывает любовь к немому кино в 1920-1930-х в Голливуде, вдохновился именно этой работой Квентина Тарантино.
Мы рекомендуем посмотреть и (или) пересмотреть это кино, держа в голове весь контекст ужаса, к которому готовил зрителя Тарантино. В таком случае «Однажды в Голливуде» (2019) откроется Вам по-новому...
А если Вы смотрели это кино именно так, то можно его пересмотреть в очередной раз.
Оно настолько технически безупречное, что зритель восхищается каждым кадром, каждой секундной, каждым моментом этой великой и важной для современного кинематографа картины.
Не знаем как Вам, но лично нам захотелось после просмотра фильма сесть в машину, включить саундтреки, которые, мы, безусловно, прикрепили для Вас в комментариях, и поехать в «Far-Far Away»...
А каково Ваше отношение к «Однажды в Голливуде»?
Какой фильм Тарантино – Ваш любимый?
by Fobos
p.s.: в данном Сообществе каждый вправе опубликовать собственное мнение о кино.